Начало производства Ан-72.
Самолет Ан-72 начали выпускать в 1979 году, и в этом же году его впервые представили на аэросалоне в Ле-Бурже. Эта модель отличалась высокими характеристиками и неординарными решениями, поэтому привлекла внимание многих.
Отличия новой модели.
В отличие от других самолетов этого класса, эта модель способна выполнять эффектные маневры благодаря сочетанию большой ее тяговооруженности (при нормальной взлетной массе до 0,42) и небольшой нагрузки на крыло. К этим маневрам относятся: проходы на минимальной скорости, взлет с крутым подъемом и с коротким разбегом, виражи с креном до 45º «точечная» посадка. На одном из опытных образцов специально усилили фюзеляж и крыло для демонстрационных полетов, и после этого эта модель самолета могла выполнять некоторые элементы высшего пилотажа – полу-петли и бочки.
Ан-72 планировали серийно выпускать на Киевском авиационном производственном объединении (КИА-ПО). В 1978 году завод КИПОП производил самолет Ан-32, и на него было много заказов из других стран. Поэтому параллельный выпуск еще одной модели самолета мог стать причиной срыва ритмичности поставок Ан-32. В этом же году в Харькове завершалось производство самолета Ту-134, и поэтому на нем можно было освоить серийный выпуск новой модели. После закулисных баталий в министерстве все-таки было решено начать с 1983 года серийно выпускать Ан-72 в Харькове. КИАПО передало на харьковский авиазавод множество чертежей, шаблонов, плазов, стапелей и оснастки, разработанных в объединении.
Работа надо большей дальностью полетов.
Новая модель, как неприхотливая к условиям эксплуатации и базирования, должна была освоить труднодоступные районы Сибири, Севера и Дальнего Востока. Но, требования министерства гражданской авиации намного отличались от тех, под которые вначале разрабатывался Ан-72. Аэрофлот не устраивала модель самолета, рассчитанная на короткие расстояния и на небольшую нагрузку, и одним из основных его условий являлось повышение дальности полета. Дальность с 2-х часовым запасом топлива при нормальной нагрузке должна составлять не менее 3200 км. Заказчик гражданской авиации требовал увеличить грузоподъемность лайнера в два раза, то есть она должна достигать до 10 т. Разработчикам удалось увеличить удлинение крыла и его площадь, и при этом сохранить базовую конструкцию. Вначале планировали сохранить предыдущий центроплан и поставить новые консоли, только большей длины. Но, из-за невозможности станков изготовить цельно-фрезерованные панели длиной до 12 м, необходимые для этого, приняли решение нарастить крыло, путем стыковки дополнительных нужной площади к прежним консолям. Это позволило произвести доработку непосредственно на опытных образцах. После такой модернизации площадь крыла составила 98,6 м2, и его удлинение с 7,4 увеличилось до 11.
Вместимость лайнера повысилась из-за увеличения длины фюзеляжа на 1,4 м, и таким образом, удалось устранить возникшую тенденцию к скольжению на крыло, характерную для самолетов, имеющих крыло большой длины. Авиалайнер Ан-72 с 2-х часовым запасом топлива и с нагрузкой 1500 кг способен преодолевать максимальное расстояние 5 тысяч км.