История бизнес авиации.
В 1938 году авиакомпания «Pan American Airways» сконструировала Boeing 314 под нужды деловой авиации. Но, неправильно считать, что в этом году появилась бизнес авиация, поскольку компания Pan American всегда принадлежала к регулярным авиалиниям.
Возникновение бизнес авиации
Официальная история бизнес авиации началась после того, как в 1947 году была создана Национальная ассоциация бизнес — авиации США (NBAA). Создание ассоциации стало возможно только после объединения авиаперевозчиков под ее крылом. Из этого следует, что под официальной датой истории бизнес авиации подразумевается только дата узаконивания того, что бизнес авиация уже функционировала, но только ее деятельность не соответствовала стандартам и требованиям, используемым в регулярных авиалиниях.
«Pan American Airways», как одна из крупнейших американских авиакомпаний, предложила фирме «Боинг» разработать новую модель «Клипера». Так называли летающие лодки, которые уже авиаперевозчики использовали для трансатлантической линии. Несмотря на большую загруженность, компания «Боинг» согласилась выполнить этот заказ. С 1938 по 1941 годы в США выпускали гидросамолет «Боинг-314», который еще называли «Лайнер мечты». Эта модель лайнера могла совершать перелеты на расстояние 6 тысяч километров с крейсерской скоростью 300 км/час. Летающая лодка могла брать на борт 77 пассажиров и совершать полет в течение более 12 часов.
На борту «Боинга-314» пассажиры обслуживались по «первому» классу. В салоне самолета были отдельные туалеты для женщин и мужчин, кресла превращались в спальные полки, был ресторан, в котором меню состояла из 6 блюд, комната отдыха, то есть как в лучших круизных теплоходах морского флота. На Боинге-314 могли летать только состоятельные люди. В 1946 году завершилась эксплуатация летающих лодок, и все Боинги-314 были переплавлены к 1951 году. В конце 50-х годов появились первые реактивные самолеты нового класса – Sabreliner, JetStar, и турбовинтовой Gulfstream, а также более легкие модели самолетов British Aerospace, Dassault Falcon, Lear Jet и Cessna.
В 1977 году в Европе была создана ассоциация бизнес авиации. В США и Европе в 90-е годы деловая авиация совершила новый виток, поскольку возникла необходимость перелетов на дальние расстояния. В линейке бизнес самолетов появились дальне-магистральные бизнес-джеты Global Express и Gulfstream V, и лайнеры Airbus и Boeing, адаптированные под нужды деловой авиации.
В России бизнес авиация начала активно развиваться в те же 90-е годы. Следует отметить, что неверно утверждать, что в СССР не было представительских перевозок, поскольку авиапромышленность производила самолеты и для регулярных линий, и для представительских перевозок. Почти в каждом авиаотряде были, так называемые «салоны» Як-40, на которых перевозились почетные пассажиры. После того, как в России начал бурно развиваться рынок бизнес авиации, за услугами по классу «первый» начали обращаться не только для коммерческих целей, но и для полетов на лечение, отдых и иным личным вопросам.