Ил-76 (военно-транспортный самолет)
Ил-76 — средний военно-транспортный самолет, разработанный в КБ Ильюшина, стал первым советским самолетом такого назначения с турбореактивными двигателями. В части ВТА он начал поступать с 1974 года. Отличительными особенностями машины является высокорасположенное с мощной механизацией и умеренной стреловидностью крыло, Т-образное хвостовое оперение и полностью герметизированный фюзеляж. Благодаря многоколесному шасси самолет можно эксплуатировать с грунтовых и искусственных ВПП, прочность которых 0,6 МПа. Хвостовая часть с наклонной рампой оборудована грузовым люком, который позволяет десантировать тяжелую технику с массой не более 21 т, а также перевозить тяжелую технику с массой не более 43 т.
Ил-76, как и другие отечественные ВТС, оснащен десантно-транспортным оборудованием (верхним и нижним), включающим грузовые балки и электротельферы грузоподъемностью в 2,5 т каждый, грузовые лебедки и рольганговые дорожки. У самолетов первых модификаций взлетная масса составляет 172 т, дальность полета при максимальной нагрузке — 4200 км, грузоподъемность — 28 т. В ходе модернизации самолете его взлетная масса увеличилась до 190 т, грузоподъемность возросла до 42 т, а дальность полета уменьшилась до 4000 км.