Авиатранспортная система нового поколения
Федеральная авиационная администрация (ФАА) Соединенных Штатов разработала программу модернизации национальной авиационной системы, рассчитанную до 2025 года, которая получила название «Авиатранспортная система нового поколения» (Next Generation Air Transportation System, NextGen). С помощью этой программы ФАА планирует создать алгоритм выработки новых технологий и процедур, обеспечивающий увеличение возможностей и уменьшение перегрузок авиатранспортной системы США.
По прогнозам ФАА, к 2017 году ежегодное возрастание спроса на пассажирские авиаперевозки составит 3,4%, что в общем итоге равно 1 млрд. пассажиров. В таких условиях интенсивность воздушного движения в самых крупных аэропортах США будет на 30-40% выше, чем сегодня. ФАА также прогнозирует значительный рост деловой авиации. Например, ожидается ежегодное увеличение количества одномоторных самолетов на 1,4%, а бизнес-джетов – на 4% за год.
При увеличении количества авиаперевозок необходимо проводить более тщательное планирование графиков рейсов, в которых будет заранее внесена поправка на возможное ухудшение погодных условий и другие вопросы, связанные с безопасностью полетов. Именно поэтому в рамках программы NextGen разработаны «Процедуры воздушной навигации» (ПВН), существенно увеличивающие безопасность полетов, особенно в плохую погоду. Благодаря применению ПВН в 2006 году было зафиксировано 980 случаев предотвращения отклонения самолета от выбранного курса. Право на использования новых процедур получили авиакомпании Delta Air Lines, Continental Airlines, Horizon Air. В связи с этим, в период с сентября 2007 по июнь 2008 года ФАА проводило специальные курсы по изучению ПВН.
ПВН устанавливаются для максимального унифицирования процедур подлета, прибытия и отправки самолетов из аэропортов. Их применение позволяет повысить эффективность управления полетами, уменьшить перерасход топлива, снизить уровень шума и загрязнения окружающей среды. Именно поэтому ФАА и другие члены международного авиационного сообщества работают над тем, чтобы уже сегодня пользоваться едиными правилами навигации.
Для достижения этих целей ФАА разработала специальный план приведения в максимальное соответствие ныне существующих ПВН. Этот план стал результатом совместных усилий представителей правительства и авиационной промышленности, а его содержание сводится к двум основным понятиям: зона навигации и единые навигационные стандарты.
Зона навигации – это оборудованная специальными навигационными средствами территория для осуществления полетов, имеющая четко определенные возможности. Судна, которым присвоена зона навигации, будут иметь улучшенный доступ для посадки, и смогут выполнять авиационные процедуры с более высокой точностью. На сегодняшний день ФАА установила специальные правила для 155 таких зон в 38 аэропортах, а в ближайшем времени планируется увеличить их количество еще на 48.
Единые навигационные стандарты – это в принципе то же самое, что и воздушные навигационные правила, плюс наличие на борту самолета специальной системы мониторинга и оповещения для более точного выполнения авиационных процедур членами экипажа, а также улучшения возможностей аэропортов управлять полетами в плохих погодных условиях. Сегодня обязательные навигационные стандарты установлены для 17 американских аэропортов, а к 2017 году планируется увеличить этот показатель еще на 25.
С учетом того, что воплощение в жизнь новых технологий и стандартов требует продолжительного времени, ФАА разработала план реализации программы «Авиатранспортная система нового поколения», включающий такие основные этапы:
Краткосрочная перспектива — до 2010 года:
Осознание авиационными операторами необходимости выделения дополнительных средств для оборудования уже имеющихся и новых самолетов современными навигационными системами. Дальнейшее развитие авиационной инфраструктуры и спутниковой системы навигации.
Среднесрочная перспектива – 2011-2015 года:
Внедрение единых навигационных стандартов как средства повышения эффективности управления полетами и уровня доступа к аэропортам.
Долгосрочна перспектива – 2016-2025 года:
Интеграция единых навигационных и коммуникационных стандартов. Оптимизация системы управления полетами, модернизация средств навигации, связи и управления.
ФАА также способствует распространению программы NextGen за пределами США. Агентство активно поддерживает двусторонние и многосторонние усилия членов международного авиационного сообщества по гармонизации международных авиационных процедур в рамках ряда организаций и соглашений, а именно: Североамериканское трехстороннее соглашение, Положение по авиационной безопасности в Австралии, EUROCONTROL, Генеральная администрация гражданской авиации Китая, Бюро гражданской авиации Японии и Рабочая группа Международной организации гражданской авиации (ICAO) по созданию навигационных процедур и специальных операционных стандартов.