Кран без башни
Интересным примером нестандартного применения грузовых летательных аппаратов являются так называемые летающие краны. Несмотря на очевидные преимущества перед классическими строительными подъёмными кранами, такими, как отсутствие необходимости возведения высокой башни, мгновенная готовность к действию, летающий кран обладает огромным недостатком: большим расходом энергии в пересчёте на единицу массы груза, перемещённого на единицу расстояния.
Однако существует ряд ситуаций, в которых применение таких кранов оправдано.
Что же такое летающий кран? Это — особая модификация грузового вертолёта, приспособленная для транспортировке груза не внутри летательного аппарата, а снаружи, под ним, с использованием крюка, аналогичному тем, что используются на башенных кранах.
Впервые в мире применили летающий кран в США. Случилось это после 1946 года, то есть, после начала выпуска вертолёта Bell 47. Обладая смехотворной для вертолёта, по нынешним меркам, мощностью двигателя — 280 лошадиных сил, он, тем не менее, успешно справлялся с возложенной на него задачей.
Работы же над созданием первого советского летающего крана начались в 1958 году. Выполнен он был на основе вертолёта Ми-6.