История ВТА
История военно-транспортной авиации неразрывно связана с развитием отечественной и зарубежной авиации. Она прошла сложный путь от отдельных авиационных подразделений 30-х годов до оперативно-стратегического объединения Верховного Главного командования в настоящее время.
Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое подтверждение еще в годы первой мировой и гражданской войн.
В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире создает Воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Воздушно-десантные войска, продемонстрировали высокий боевой потенциал и эффективность на крупных учениях, маневрах, в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода.
В эти же годы одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.
2 августа 1930 года на учениях под Воронежем по инициативе начальника ВВС КА командарма 2-го ранга Петра Ионовича Баранова впервые было продемонстрировано десантирование группы летно-технического состава 11 авиабригады ВВС МВО под руководством и при участии старшего летчика Леонида Григорьевича Минова.
В Ленинградском военном округе был сформирован первый Опытный воздухо-десантный отряд, который положил начало развития нового вида нашей авиации – Военно-транспортной авиации. На основании директивы штаба РККА № 1\013295 был создан опытный воздухо-десантный отряд в составе тяжелой бомбардировочной эскадрильи из 12-ти самолетов ТБ-1 и корпусного авиаотряда из десяти самолетов-разведчиков Р-5. Его командиром стал Евгений Дмитриевич Лукин. Дата завершения формирования отряда 1 июня 1931 года утверждена как День создания военно-транспортной авиации.
Появление Военно-транспортной авиации родило новые идеи стратегии и тактики ведения боевых действий. Среди них – идея десантирования, впервые осуществленные нашими авиаторами –транспортниками.
Изначально выброска десанта составляла главную боевую задачу для военно-транспортной авиации, наряду с этим одновременно отрабатывались вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях. И отрабатывая ее, авиаторы проявляли мужество, мастерство и преданность Отчизне.
Еще до начала Великой отечественной войны, Военно-транспортной авиации, кроме выброски и высадки десанта, были определены другие задачи:
• переброска войск на большие расстояния;
• транспортировка боевых грузов для войск, действующих в тылу противника;
• эвакуация населения и раненых…
Во время советско-финской войны (декабрь 1939 – март 1940г.г.) был приобретен опыт практического применения авиации для транспортировки по воздуху войск, военных грузов и эвакуации раненных в боевой обстановке. Было эвакуировано более 21 тысячи человек, переброшены по воздуху более двухсот тонн медикаментов и медицинского оборудования, более 3000 литров крови, перевезено более тысячи четырехсот тонн грузов. Однако военно-транспортная авиация как объединение ВВС еще не существовала. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Для выполнения специальных задач в довоенное время и в годы войны применялись самолеты бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, Ил-4, Ли-2, По-2, ПР-5, пассажирские и грузовые самолеты ГВФ Г-1, Г-2, ПС-84.
В грозные годы Великой Отечественной войны Военно-транспортная авиация выполняла все эти задачи с честью, мужественно и обстоятельно …
О роли авиации, как воздушного транспорта в годы Великой Отечественной войны свидетельствует тот факт, что для выполнения транспортно-десантных задач было выполнено более 1,7 миллионов самолето-вылетов, что составляет свыше 31 % от общего количества самолето-вылетов всей авиации.
Транспортная авиация в определенных условиях являлась единственным средством обеспечения жизнедеятельности в осажденных и блокированных городах, поддержания боеспособности находящихся в них войск.
За мужество и героизм проявленные в суровые годы Великой Отечественной войны, десятки военнослужащих ВТА стали Героями Советского Союза, многие были награждены боевыми орденами и медалями, отличившиеся части и соединения преобразованы в гвардейские и награждены боевыми орденами. Полки и дивизии получили почетные наименования. В послевоенные годы прославленные части и соединения составили основу ВТА.
В марте-апреле 1946 года была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск – Десантно-транспортная авиация (далее ДТА) ВДВ. В ее состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолетах Ли-2 и По-2. Самолеты Ли-2 составляли основу самолетного парка ВТА до конца 50-х годов. Одновременно на ее вооружение поступают самолеты Ил-12Д в 1948 году, Ту-4Д в 1955году, Ил-14Т в 1956году, вертолеты Ми-4 в 1953году и десантные планеры Ц-25 и Як-14.
Первым командующим Десантно-транспортной авиацией был назначен генерал-лейтенант авиации Константин Николаевич Смирнов. В 1949 году ДТА преобразована в Транспортно-десантную авиацию. В 1950 году командующим Транспортно-десантной авиацией был назначен маршал авиации Николай Семенович Скрипко, возглавлявший ее затем 19 лет. Непосредственно в Транспортно-десантную авиацию вошло 6 авиационно-транспортных дивизий дислоцирующихся в европейской части Советского Союза. Три транспортных полка ВВС и 1-ая авиационно-транспортная дивизия ВДВ находились в непосредственном подчинении главнокомандующего войсками Дальнего Востока.
В 1955 году ТДА выводится из состава ВДВ и преобразуется в род Военно-воздушных Сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС.
В 50-годы разрабатываются специальные военно-транспортные самолеты Ан-8 и Ан-12, которые в конце 1958-го поступили на вооружение соединений и частей ВТА. Новые самолеты с турбовинтовыми двигателями и грузовыми люками в хвостовой части, открывающимися в полете, с грузоподъемностью, в 3-5 раз большей, чем у самолетов первого поколения, оснащенные более совершенным прицельно-навигационным, десантно-транспортным оборудованием и средствами межсамолетной навигации, совершили революцию в вопросах боевого применения ВТА. Военно-транспортная авиация стала всепогодной, способной десантировать парашютным способом соединения и части ВДВ со штатной техникой и вооружением в боевых порядках, перевозить тяжелую технику и вооружение других видов Вооруженных Сил.
В 1967 году парк ВТА пополнился самолетами Ан-22 «Антей», позволившими решить проблему авиатранспортабельности боевой техники Сухопутных войск на 100%.
В 1974 г. на вооружение ВТА поступил первый отечественный военно-транспортный самолет с турбореактивными двигателями Ил-76, ставший к середине 80-х годов основным самолетом военно-транспортной авиации. Эта универсальная машина обеспечивает выполнение всех основных задач ВТА уже более 30 лет.
В 1987 г. тяжелый дальний самолет Ан-124 существенно расширил возможности ВТА по стратегическим перевозкам тяжелой крупногабаритной техники и грузов.
Неоценима роль командующих – генерал-полковника авиации Пакилева Георгия Николаевича, маршала авиации Волкова Александра Никитовича, генерал-полковника авиации Ефанова Вячеслава Васильевича, генерал-лейтенанта авиации Дырдина Вячеслава Александровича, возглавлявших ВТА в разные годы.
За этот период накоплен богатейший опыт развития теории и практики применения ВТА, перевооружения на современные самолеты, эксплуатации новой авиационной техники, выполнения задач по предназначению на многочисленных учениях и маневрах, локальных войнах и конфликтах, ликвидации последствий экологических и технологических катастроф, миротворческих операциях.
За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства.