Бизнес-модель развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации.
В последнее время в России повышаются темпы роста грузовых авиаперевозок. В 2010 году было перевезено почти 1 млн. тонн через аэропорты России, этот показатель на 30% выше, по сравнению с 2009 годом. Но, в общем объеме грузовых перевозок доля воздушного транспорта составляет только 1,5%, а в авиационном грузопотоке мира на долю России приходится лишь 2,2%.
Повышение общего объема грузовых авиаперевозок происходит только благодаря увеличению международного грузопотока, при этом с 2006 года почти не развивается внутренний грузопоток. Низкий уровень спроса объясняется, главным образом, дисбалансом экономического развития регионов. Согласно действующей структуре спроса, сейчас 83% международного грузового потока обслуживают аэропорты Московского авиаузла, и только 17% — аэропорты регионов.
Факторы, мешающие развитию грузовых авиаперевозок
Некоторые факторы влияют на развитие грузовых авиаперевозок, и среди них есть факторы, которые прямо связаны с развитием гражданской авиации. К ним относится дефицит парка грузовых воздушных судов всех классов, неконкурентоспособные цены сервиса грузовых авиаперевозок, неразвитость рынка операторов логистики, ограничения системы ОрВД и наземной инфраструктуры, громоздкая операция оформления грузов на границе, отсутствие сопровождения и оформления грузовых авиаперевозок (e-Freight).
Поскольку сейчас на внутреннем рынке грузовых авиаперевозок отсутствуют предпосылки для развития, поэтому точкой роста может стать притягивание в воздушное пространство России транзитного международного грузового авиационного потока, которое имеет некоторые уникальные конкурентные преимущества. Через этот поток проходят самые загруженные транзитные маршруты в мире.
Согласно динамике интенсивности транзитных грузовых полетов за 2005-2010 годы, иностранные авиакомпании свои маршруты стараются планировать с минимальным применением воздушного пространства России. Это связано, в основном с тем, что высокие ставки на аэронавигационное обслуживание, и необходимо составлять коммерческие договора с назначенными перевозчиками.
В то же время, анализируя бизнес-кейсы нескольких современных быстроразвивающихся грузовых хабов Анкориджа, Дубаев, Алма-Аты, Сингапура, можно сказать, что в течение 3-5 лет на территории России может быть реализован проект по развитию сети грузовых хабов, только при условии конкурентоспособного приложения по качеству обслуживания и стоимости. Также для того, чтобы грузовые авиаперевозки развивались нужно реализовать такие мероприятия:
— развивать инфраструктуры аэропортов России;
— по транзитным маршрутам совершенствовать системы организации воздушного движения;
— для всех участков грузовой цепочки внести изменения в нормативно-правовые акты по применению «нулевой» ставки НДС;
— изменить регулирование в области маржи и оптовых цен нефтяных компаний;
— поддержать льготные условия ввоза грузовых воздушных судов;
— упростить порядок выдачи виз для членов экипажей иностранных авиаперевозчиков, летающих через аэропорты России.