История создания Ту — 330
В 1994 году постановлением Правительства РФ было принято решение о создании транспортного самолета Ту-330. Таким образом, этот самолет получил правительственную поддержку, а правительство России показало глубокое понимание ситуации, которая сложилась в сфере воздушных грузовых перевозок. Проведенные научные исследования Гос НИИ ГА показали, что для средних самолетов 75 % их суммарного грузооборота приходится на дальности полета в диапазоне от одной до четырех тысяч километров. С другой стороны, на тот момент здесь сложилось наиболее критическое положение, обусловленное тем, что эксплуатирующийся тогда средний самолет Ан-12 начали интенсивно списывать из-за выработки ресурса.
Опыт создания в самые короткие сроки новых самолетов, обладающих высокими летно-техническими характеристиками, и школа, заложенная авиаконструктором академиком Андреем Туполевым, способствовали тому, что, при проектировании перспективного самолета, крайне обоснованно и базируясь на реальных достижениях и проверенных решениях, были введены новшества для их реализации на базе уже созданных удачных проектов, подтвержденных историей создания довольно большого семейства самолетов «Ту»: на основе самолета Ту-4 – был создан Ту-75, на основе Ту-16 — Ту-104, а на базе Ту-95 — Ту-114.
Такой же принцип был взят и при проектировании грузового специализированного среднего самолета Ту-330, который был создан на базе огромного конструкторского, научно-технического и производственного задела, который в промышленности России был создан еще при разработке третьего поколения магистральных пассажирских самолетов — Ту-204, Ту-214, Ту-334.
Широкое применение на Ту-330 проверенных в эксплуатации агрегатов и узлов указанных самолетов позволило значительно сократить срок ОКР и сертификации.