Cessna 750 Citation X
Cessna Citation X — административный самолёт (лёгкий реактивный самолет для малого бизнеса), разработанный американской фирмой Cessna Aircraft Company. Cessna анонсировала Citation X в октябре 1990 на годовом собрании NBAA. Двигатель проверялся на Citation VII с 21 августа 1992. Стыковка фюзеляжа прототипа с крылом была проведена в июне 1993. Первый полет был осуществлён 21 декабря 1993 в 4.42 пополудни. За штурвалом были Doug Hazelwood и Ken Kimball. Суммарное время полёта составило 45 минут.
Два последующих опытных самолета, осуществили первый полёт 27 сентября 1994 и 11 января 1995. Вместе, они находились в воздухе в течение более чем 3000 часов, прежде, чем FAA сертификация была проведена 3 июня 1996. Первоначально сертификация предполагалась в августе 1995, но изменение веса полезной нагрузки привело к задержке.
Поставки начались в августе 1996 с передачи первого самолета (номер 003) легенде гольфа Арнольду Палмеру. В феврале 1997 группе разработчиков Citation X была присуждена награда Национальной Воздухоплавательной Ассоциации как первому коммерческому самолету в истории США, достигнувшему крейсерской скорости 0,92 М». 2500-ая Cessna Citation была Citation X, поставленная 10 сентября 1997.
В течение Reno Air Races в сентябре 1997, Citation X устанавливает рекорд скорости на 5000 км замкнутом маршруте равный 876 км/ч. Кроме того, через 3 года, 14 июля 2000г. этот рекорд был побит на самолете того же типа. J. Stephen Fossett и Darrin L. Adkins (США) установили рекорд скорости при полете по замкнутому маршруту длиной 5000км без груза в классе C-1h (турбореактивные самолеты со взлетной массой от 12т до 16т). Они стартовали с аэродрома Alamosa на самолете Cessna 750 Citation X (рег.номер N377SF) с двигателями Rolls-Royce AE3007C.
Рекорд составляет лишь 921км/ч. В том же году на том же самолете эти же пилоты установили рекорд скорости при полете вокруг света в классе C-1h (разумеется, полет проходил с промежуточными посадками и при расчёте скорости учитывалось только летное время. При полете по маршруту Los Angeles-Hamilton-Agadir-Luxor-Calcutta-Nagasaki-Midway Island-Los Angeles, завершившимся 16 февраля 2000 г., средняя скорость составила 901,07км/ч.
Рекорд скорости в классе C-1h при полете на запад на том же самолете 24 ноября 2000 г. установили J. Stephen Fossett, Alexander M. Tai и Pierre F. d’Avenas. Средняя скорость при полете по маршруту Cabo San Luca, Kona, Majuro, Palau, Singapore, Male, Nairobi, Abidjan, Fortaleza, Barranquilla, Cabo San Luca составила 805,59км/ч.
В декабре 1997 года Cessna расширила свою пятилетнюю гарантию. 22 мая 1998 года первая Citation X была поставлена Канадскому заказчику.
50-ая Citation X была поставлена в августе 1998 Executive Jet Aviation, и 23 декабря 1999 Председатель Cessna, управляющий высшего ранга Russ Meyer вручил ключи от Citation X c серийным номером 100 Ted Townsend — президенту Townsend Enigneering. К октябрю 1999 самолёты Citation X налетали больше чем 80000 часов.