Самолет Comac ARJ21
Китайская компания «Commercial Aircraft Corporation of China», входящая в государственную корпорацию «AVIC I», для региональных авиалиний спроектировала пассажирский самолет Comac ARJ21 «Xiangfeng» или Advanced Regional Jet. Эту модель самолета планируют выпускать в двух основных вариантах. ARJ21-700 это обозначение базовой модели. На борту ARJ21-700 можно перевезти до 90 пассажиров на трассе протяженностью 2200 км. ARJ21-900 это обозначение второй модификации, у которой удлинен фюзеляж. На борту этого лайнера можно перевезти до 105 пассажиров в одном классе на трассе протяженностью 2500 км. Также предусмотрен выпуск лайнеров с расширенной дальностью полета. Первая модель ARJ21-700ER на базе версии ARJ21-700 имеет дальность полета 3700 км, вторая модель ARJ21-900ER на базе удлиненной версии ARJ21-900 с дальностью полета 3300 км.
В 2002 году китайская компания во главе с государственным консорциумом «АСАС» начали проектировать лайнер ARJ21. Эта модель лайнера изготавливалась из зарубежных материалов и комплектующих. На ней установили американский двигатель CF34-10A с мощностью 75,87 кН, компании «General Electric». Фюзеляж DC-9-10 компании США «McDonnell Douglas» был взят за основу лайнера. Украинское госпредприятие «Антонов» спроектировала концепцию крыла. Электродистанционную систему управления «Fly-by-Wire» и автопилот разработала компания «Honeywell Aerospace». Австрийская фирма «Fischer Advanced Composite Components» разработала проект кабины лайнера. Американская компания «Rockwell Collins» изготовила детали управления двигателями. В общем, все остальные комплектующие лайнера, от заклепок до шасси, изготовили зарубежные, западные фирмы.
Импортные комплектующие и материалы были применены для того, чтобы в дальнейшем получить американский сертификат FAA о летной пригодности, что дает возможность лайнеры ARJ21 продавать на международном рынке. На Шанхайском авиастроительном заводе произвели сборку лайнера. В ноябре 2008 года Comac ARJ21 впервые поднялся в воздух, а в июне 2009 года на этом лайнере был совершен первый перелет из Шанхая в Сиань, протяженность трассы составила 1300 км. До настоящего времени лайнер еще не сертифицирован из-за неполадок в работе авионики, проблем с шасси, а также из-за разрушений крыла лайнера до достижения расчетной нагрузки при статических испытаниях на земле. Не ранее 2014 года лайнер Comac ARJ21 будет снова проходить тесты по сертификации.