Многоцелевой тяжелый транспортный вертолет CH-54
После постройки в 1959-м вертолёта S-60 Skycrane, грузоподъемность которого не удовлетворила военны, фирма Сикорского, по заказу армии США и правительства ФРГ, приступила к постройке нового крана. Немецким участием в проекте фирма была обязана сыну авиаконструктора Сергею Сикорскому, в то время торговому представителю корпорации в Европе.
В апреле 1962-го постройка нового крана S-64 закончилась, и 9 мая он совершил первый полет. Вертолет рассчитывался на перевозку 9000 кг на расстояние 85 км, а 6000 кг — на 340 км и обладал весовой отдачей до 54%.
Вертолет имел трехстоечное шасси с передней опорой. Под фюзеляж свободно мог подъехать тягач с прицепом. Высота просвета составляла 2.84м. Увеличенный разнос главных стоек (6,02м) и их большая длина расширили диапазон перевозимых грузов. Особая конструкция амортизационных стоек позволяла «присесть» вертолету на 20 см и оказаться верхом на грузе, чтобы потом подцепить его. Для защиты рулевого винта на хвостовой балке имелась выдвижная механическая опора.
Фирма Сикорского разработала универсальный подвесной контейнер (внутренние габариты 8,36×2,69×1,98 м) для перевозки грузов и до 60 солдат, снабженный связным оборудованием, вентиляцией, освещением, двумя боковыми дверями, задним грузовым люком с откидной аппарелью. Всего армии поставили 22 таких контейнера.
В июне 1963, после испытания опытного образца, армия США разместила в фирме Сикорского заказ на шесть вертолётов S-64A с военным обозначением CH-54A. Они очень успешно использовались во Вьетнаме для перевозки личного состава, бульдозеров, танков, повреждённых самолётов.
В 1964 году Сикорский выпускает более мощную версию — CH-54B. Прежде всего у данной модели вертолёта более мощные двигатели; увеличена хорда лопасти основного винта; усиленны трансимиссия и шасси; вес полезного груза увеличился приблизительно на 5000 фунтов. На этой машине установили девять мировых рекордов, включая подъем 15-тонного груза на высоту 3307 м.
Производство военных вертолетов было прекращено в 1973г. после поставок 92 вертолетов СН-54А и СН-54В. Однако Skycranes оставались на службе американской Национальной гвардии до начала 1990-ых.
В 1974 году было построено и поставлено 8 гражданских вертолетов моделей S-64E (гражданская версия CH-54A) и S-64F (полученный из CH-54B). Для работ на Аляске первые две машины купила буровая компания «Роуэн Дриллинг Компани». За ней последовала «Эриксон Эркрейн Компани», приобретя свой первый кран в 1972-м, а за ним еще три машины. Два аппарата купила «Эвегрин Хеликоптерз». Всего фирма «Сикорский Эркрафт» построила 99 вертолетов S-64 всех модификаций, включая опытные.
Наибольшим парком в дюжину вертолетов обладает уже упомянутая компания «Эриксон Эркрейн». Она — крупнейший за рубежом специалист по краново-монтажным работам, которые ведут по всему миру. В мае 1993-го S-64F этой компании заменил на куполе Капитолия США статую Свободы весом 6,8 т, установленную там в 1863-м. Один из «эриксоновских» вертолетов переоборудовали в пожарный путем подвески под фюзеляжем водяного резервуара.
Опыт постройки S-56, S-60, S-64 сделал возможным разработку фирмой Сикорского проектов вертолета еще более высокой грузоподъемности. В 1960-м разрабатывался геликоптер S-63 с взлетным весом 42,8 т грузоподъемностью 18 т и диаметром несущего винта 30 м. В 1961-м — проект DS-103 с взлетным весом 114т, грузоподъемностью 40 т и диаметром винта 48,3 м.
Модификации:
СН-54А базовый вертолет с ГТД мощностью по 3310кВт и максимальной взлетной массой 19050кг. В 1965 году на вертолете установлены три международных рекорда, в том числе подъем груза массой 1000кг на высоту 8943м;
СН-54В модификация с более мощными двигателями по 3530кВт и максимальной взлетной массой 21320кг. В октябре 1970 года во время испытаний по подъему тяжелых конструкций с помощью системы из двух вертолетов СН-54В был поднят груз массой 18488кг. В 1971-1972 годах на вертолетах СН-54В установлено девять международных рекордов высоты и скороподъемности, среди которых подъем груза массой 15т на высоту 3307м, 10т на высоту 5246м и 5т на высоту 7778м; (Не удивляйтесь, на самом деле последние рекорды также принадлежат «системе из двух вертолетов», т.к. не может CH-54 быть грузоподъемней Ми-6! Прим. Максим Старостин)
S-64E гражданский вариант вертолета СН-54А; получил в 1969г. сертификат летной годности на перевозку подвесных грузов массой до 10160кг
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси.
Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен в виде балки коробчатого сечения, имеющей четыре узла крепления контейнеров или грузовых платформ, рассчитанные на усилия до 4540кг. Кабина экипажа трехместная/с двумя расположенными рядом сиденьями летчиков и креслом с обзором задней полусферы для оператора, управляющего вертолетом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Конструкция вертолета СН-54В усилена. Возможна перевозка 45 пассажиров в универсальном контейнере под фюзеляжем или 24 раненых на носилках в санитарном варианте.
Шасси трехопорное, с носовой опорой, давление в пневматике носового колеса 0.67МПа, в пневматиках главных колес 0.63МПа. Главные опоры вертолета СН-54В имеют сдвоенные колеса с давлением в пневматиках 0.67МПа. Предусмотрено регулирование высоты фюзеляжа над землей в пределах 0.2м путем изменения хода стоек главных опор шасси. Колея шасси 6.02м, база — 7.44м.
Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка изготовлена из стальных и алюминиевых сплавов. Лопасти прямоугольной формы в плане, с линейной геометрической круткой, изготовлены из алюминиевого сплава. Ось несущего винта отклонена от вертикальной оси вертолета вперед и вбок на 3 °. Хорда лопастей несущего винта вертолета СН — 54А 0.61м, СН-54В увеличена до 0.674м. Профиль лопасти NACA 0012, окружная скорость концов лопастей 212м/с.
Рулевой винт диаметром 4.88м, четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет цельнометаллические лопасти прямоугольной формы в плане.
Силовая установка состоит из двух двигателей, размещенных рядом сверху фюзеляжа без обтекателей. Вспомогательная силовая установка ГТД Солнечный Т-62-16А мощностью 55кВт, от которого через главный редуктор осуществляется привод электро-и гидросистем при стоянке вертолета.
Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы и соединительные валы, незакрытые обтекателями, и редуктор привода рулевого винта. Главный редуктор вертолета СН-54А рассчитан на передачу мощности 4850кВт, вертолета СН-54В — 5800кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 49.6:1, к рулевому винту 10.6:1. Ресурс трансмиссии 500ч.
Топливная система включает два топливных бака емкостью по 1664л, расположенные в фюзеляже перед и за главным редуктором. Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 1664л.
Система управления дублированная, гидравлическая, включает систему автоматической стабилизации.
Дополнительное оборудование состоит из гидравлической лебедки, рассчитанной на усилие 11340кг, троса с крюком, системы стабилизации подвесного груза и узлов крепления контейнеров к фюзеляжу и стойкам шасси.
Разработаны универсальные контейнеры для перевозки грузов и солдат, снабженные связным оборудованием, системой вентиляции и освещения и имеющие две боковые двери и грузовой люк, расположенный в задней части контейнера. Внутренние размеры контейнера 8.36 х 2.69 х 1.98м; армии поставлено 22 контейнера.
Характеристика вертолета Сикорскаый CH-54B
Силовая установка: 2 x ГТД Pratt и Whitney T73-700 мощностью на валу 3579кВт, диаметр несущего винта: 21.95м, длина фюзеляжа: 21.41м, высота: 5.67м, взлетный вес: 21318кг, вес пустого: 8981кг, крейсерская скорость: 169км/ч, дальность полета с максимальным запасом топлива: 370км, полезная нагрузка: 9000кг в стандартном контейнере
Производство фирмы Cикорский США
Модификация: CH-54А
Назначение: Многоцелевой тяжелый транспортный вертолет
Экипаж — 2 человека
Максимальная скорость — 204 км/ч
Практический потолок — 3960 м
Дальность полета — 407 км
Количество и диаметр несущего винта — 1 х 21,95 м
Диаметр хвостового винта — 4.88 м
Длина фюзеляжа — 21,41 м
Высота — 5.67 м
Масса, кг:
Пустого — 7820
нормальная взлетная – 17237
максимальная взлетная – 19051
Тип двигателя — 2 ГТД Pratt Whitney T73-P-1 (JFTD12A-4A)
Максимальная скорость – 203 км/ч
Крейсерская скорость – 169 км/ч
Дальность действия – 370 км
Практический потолок – 4745 м
Статический потолок – 3230 м
Полезная нагрузка: до 9072 кг груза